Интервью с писателем-фантастом Николаем Горькавым

горькав03В последние два года научная фантастика начала активно перемещаться в авангард массовой культуры, и главным её проводником стала не книга, а кино. Как Вам кажется, этот восходящий тренд - следствие формата ЗД и созданных под него фильмов-аттракционов, для которых космос стал эффектной декорацией, или дело более серьезное – и космическая экспансия снова вернулась в актуальную социально-политическую повестку стран-мировых лидеров?

Как известно давно, кино – важнейшее из искусств, а сейчас выяснилось самое главное – это очень прибыльное искусство. Средний голливудский научно-фантастический блокбастер приносит сотни миллионов долларов дохода, в то время как книга стала более элитарным продуктом для гораздо более узкого круга потребителей. Но книжный и кинорынок тесно связаны: самые популярные книги непременно превращаются в фильмы, как это было с самиздатовской книгой «Марсианин». Конечно, в новой волне научно-фантастических фильмов сыграли свою роль новейшие компьютерные технологии, которые позволяют создавать такие шедевры визуализации, как «Аватар». Когда смотришь этот фильм в 3Д, то боишься потерять равновесие и упасть с гигантской ветки дерева, по которой бежит главный герой. Важна и активизация космических программ США и Китая, которые целятся на Марс и Луну – вот в жилу и создается такой фильм, как «Марсианин». НАСА было в восторге от этого фильма, пригласило Мэтта Деймона на экскурсию в центр НАСА, широко пропагандировало и поддерживало «Марсианина». В результате он шестикратно окупил затраты. 

Героини нашумевших фантастических лент - в основном женщины и девушки. Никки - главная героиня трилогии «Астровитянка», тоже девушка-подросток. Выбор женского персонажа - влияние тренда янг-эдалт? Или Вы солидаризируетесь с А.П. Чеховым в том, что «женщина – лучший человек»?

Я задумывал «Астровитянку» как асимметричный (магии противопоставляется наука) ответ «Гарри Поттеру». Смена главного героя с мальчика на девочку была сделана без оглядки на тренды, просто это было частью асимметрии ответа. И это решение оказалось удачным сразу с двух сторон: такая героиня лучше продемонстрировала силу интеллекта и, кроме того, она попала в нарастающий тренд героических девушек из новой волны литературы и кино для «молодых взрослых» - то есть для читателей и зрителей от 12 до 18 лет. С Чеховым я тоже, конечно, согласен.

Давайте поговорим о сказках, ведь Вы не только фантаст, но и сказочник? Как Вам удается сделать прививку волшебства текстам с научной основой?

«Сказочность» моих научно-популярных книг связана не с феями и волшебниками, а с тем, что истории из моих сборников «научных сказок», которых опубликовано уже пять, можно вслух читать детям на ночь, как сказки. То есть, понятие “bedtime stories” – «историй на ночь» - я расширил со сказочных историй про драконов и принцесс до вполне научных рассказов. То, что эти истории рассказывает настоящая принцесса, добавляет некий элемент сказочности.

Вы тот счастливый автор, который больше не мечтает о фане, поскольку собственный фан у него уже есть! Больше того, Вы можете произвести редкое сравнение между профи и фанатами. Насколько сильно отличаются рисунки фанов от иллюстраций, предложенных издательством, а фанатские начитки от профессионально сделанной аудиокниги?

В 2016 году вышел первый аудио-том «Астровитянки», разделенный на две части: «Космический маугли» и «Уравнение будущего» - каждый примерно по 10 часов звучания. Аудиокнига создана при поддержке фонда Максима Волошина и озвучена великолепным голосом заслуженного артиста России Владимира Левашова. Насколько мне известно, существуют ещё любительские версии аудиокниги, начитанные женским и мужским голосом.

Читать далее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/group/109/post/24377-intervyu-s-pisatelemfantastom-nikolaem-gorkavym

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без: