Лариса Романовская. Как вырасти писателем

ларисКак много в мире разных книг! И как важно найти ту самую, читая которую будешь чувствовать себя одним целым с героем, ту, из которой можно почерпнуть что-то полезное. Например, многие подростки могут узнать себя в героине произведения «Удалить эту запись?» — Вере. Автор Лариса Романовская рассказывает о буднях обычной девятиклассницы, которая ведёт блог и пишет обо всём, что волнует каждого подростка, — жизни, школе, семье, друзьях, экзаменах, любви… Неслучайно именно мальчишками и девчонками в 2016 году книга была признана одним из лучших произведений для детей и подростков и заняла третье место во Всероссийском конкурсе «Книгуру». Уникальность конкурса состоит в том, что оценивать работы писателей на сайте могут только подростки.

О конкурсе, своей книге и о том, сложно ли быть писателем, брянским школьникам рассказала Лариса Романовская, встретившись на прошлой неделе с юными читателями в детских библиотеках Фокино и Дятьково. Ещё одна встреча — с восьмиклассниками средней школы № 54 Брянска — состоялась в Брянской детской областной библиотеке. Писательница пришла в гости к брянским школьникам не одна. Вместе с ней в мероприятии участвовала литературный критик, старший научный сотрудник филиала ТАСС «Российская книжная палата» Мария Порядина, которая является экспертом конкурса «Книгуру». Она рассказала библиотекарям о целях и задачах конкурса, о конкурсе детских рецензий, благодаря которому определяется победитель «Книгуру», и о том, как заинтересовать этим конкурсом юных читателей.

Подростки часто ошибочно считают, что, если книга написана была о девочке, значит, и читать ее должны только девочки. Брянские восьмиклассники это опровергли. Истории Веры и жизнь самой писательницы очень заинтересовали и мальчишек, и девчонок. У них было много вопросов: почему у книги такое название, почему на обложке видна тень девочки и собаки и другие, над которыми дети размышляли и пытались найти ответ.

— Легко скомкать и выбросить лист, на котором мы пишем свои мысли. Когда мы удаляем записи из блога в Интернете, всегда высвечивается табличка: «Вы уверены, что хотите удалить эту запись?» Это несложно. Мы можем стереть любую запись, но не можем стереть произошедшее, о чем написали, — говорит Лариса Романовская. — Что касается изображения собаки на обложке… Кто читал книгу, тот знает, что она умирает в конце. И вернуть ее невозможно. Но можно сохранить память о ней. Это касается и людей.

Конкретного прототипа у Веры нет. Это собирательный образ современного подростка, который складывался из воспоминаний автора и наблюдений за реальными детьми — сыном, племянницами и племянниками Ларисы. А ещё — за знакомыми подростками из литературной лаборатории детского писателя Льва Яковлева, с которыми писатель Романовская встречается в центральной городской детской библиотеке имени Аркадия Гайдара (г. Москва).

Также писательница отмечает, что, вопреки распространенному мнению, героиня книги совсем на нее не похожа, хотя в записях Веры есть немного из записей детского дневника самого автора.

— Часто задают вопрос, почему я писала произведение в форме дневника. Было ужасно любопытно попробовать такой формат, ведь я была одновременно и автором, и человеком, который ведет блог. Но вряд ли обращусь к нему снова — второй раз играть в одну и ту же игру не так интересно, — объясняет Лариса.

Третий год подряд она участвует в «Книгуру». Первой попыткой покорить сердца детского жюри была история под названием «Самая младшая», которая сразу попала в шорт-лист.

— Когда я писала «Самую младшую», я не знала, что эта повесть для детей. Писала семейную сагу глазами восьмилетней девочки «взрослым» языком (и дети-рецензенты это отмечали). В издательстве «Астрель Спб» она вышла в той же серии, что и «Манюня» Наринэ Абгарян, в проекте, который рассказывает «взрослым о детстве», — вспоминает писательница. — То, что она прошла в «Книгуру», для меня оказалось приятной неожиданностью, выходом из творческого кризиса — писать фантастику для взрослых (с которой я начинала) мне было не интересно, а что делать дальше — я не очень понимала.

В этом году новое произведение Ларисы Романовской «Сиблинги» попало в шорт-лист конкурса «Книгуру». Это фантастика про талантливых подростков, которым приходится менять прошлое других людей и исправлять чужие ошибки, не имея права изменить собственные. О приключениях Женьки Никифорова уже можно прочитать на официальном сайте конкурса и поделиться своими впечатлениями.

— Чтобы писать для детей, надо помнить себя ребенком, — считает Лариса, — понимать логику персонажа (независимо от его возраста), знать мелкие бытовые подробности, если пишешь о сегодняшнем дне. Общаться с прототипами — детьми, родителями, учителями. Самому бывать в тех местах, о которых пишешь. Если речь заходит о школьных буднях, надо знать, что такое триместровая система, электронный дневник, магнитный пропуск в школу, в каком формате проходят выпускные экзамены. 

Надо писать о том, что волнует тебя самого. Нельзя работать с клише «сейчас дети любят слоников, надо мне тоже про слоников написать, слоники — это модно». Если при мысли о слонике у тебя душа болит, тогда садись и пиши. Иначе текст не «сработает».

Рассказав немного о своей жизни, о своем становлении как писателя, московская гостья поделилась своими будущими задумками и идеями для новых книг, а также рассказала, почему в детстве сама вела дневник.

— Я начала читать с четырёх лет и читала очень много. С большинством сверстников мне было невыразимо скучно — не о чем было с ними говорить. Были друзья в литературной студии, но мы виделись не каждый день. От одиночества и недостатка общения меня и спасал дневник, — вспоминает Лариса Романовская. — И каждый из вас, ребята, может тоже вырасти из маленького писателя личного дневника в большого автора интересных рассказов, которые будут читать, которые будут кому-то помогать, возможно, направлять. Участвуйте в голосовании на сайте конкурса «Книгуру», пишите рецензии, тренируйтесь, набивайте руку. И, наконец, участвуйте в конкурсе. У вас все получится!

Наталья ШЛЯХТЕНКО, Екатерина БАХТИНОВА

Источник: Брянская учительская газета

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без: