Леонид Юзефович и не только — о книге «Взгляд сквозь пальцы»

взгВ серии «Суперпроза» вышла книга «Взгляд сквозь пальцы» Елены Арифуллиной. Премия «Бегущая по волнам» за лучший женский образ! Представляем вашему вниманию несколько отзывов о романе.

Леонид Юзефович. Из письма автору по прочтении первого издания этой книги:

Чистая читательская радость, я и забыл уже, когда читал что-то с таким детским увлечением и ожиданием, чем дело кончится, чем сердце успокоится. Понимаешь, конечно, что героиня всех победит и как-то разрулит эту ужасную ситуацию, но здесь как раз тот случай, когда сбывшиеся ожидания не разочаровывают, а доставляют законное удовлетворение, как в истории с графом Монте-Кристо.

Героиня, ее девочки, ее такса – очажок живого хрупкого тепла в огромном, страшноватом и холодном мире. Мы ведь все, наверное, играем сами с собой в игру, где есть наш маленький мир, уютный и теплый, скрепленный любовью, а за его границами – злоба и мрак, в котором шевелятся чудовища. А если героиня, чтобы не стать навсегда одним из этих обитающих в заоконной тьме жутких созданий, должна сделаться такой, как они, временно, – это ведь знакомая нам всем, но оттого не менее трагическая житейская ситуация, когда, как чаще всего и бывает, мы стоим перед выбором не между добром и злом, а между меньшим злом и большим.

Я не читаю современную фантастику, но это просто отличная книжка, увлекательная, умная и поэтичная.

Генри Лайон Олди (псевдоним писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского). Из отзыва:

«Я осталась бы человеком, живи я этажом ниже»

С этой фразы начинается книга, и фраза эта сразу задаёт тон и нерв всему происходящему далее на страницах романа. После этой первой фразы бросить читать книгу практически невозможно.

Хищники и жертвы. Те, кто берет свое силой, и те, кому проще сдохнуть, чем сопротивляться. На нижнем уровне конфликта – чистая психиатрия, борьба с комплексом жертвы, с виктимностью… И вторая сторона медали: конфликт между человеческим и звериным началами. Причем «звериное» – не всегда плохо, а «человеческое» – не всегда хорошо.

Во «Взгляде сквозь пальцы» присутствуют все три необходимые составляющие хорошей книги: эмоциональный отклик, интеллектуальная «начинка» и эстетика исполнения. Это интересный и умный, хорошо написанный и вызывающий сопереживание роман сложившегося автора.

Наталия Осояну. Рецензия на книгу:

Ольга Вернер, врач-психиатр из курортного черноморского городка, столкнулась с магической изнанкой мира в собственном подъезде, когда возвращалась домой, отработав полторы ставки и неся тяжелый пакет с продуктами. После этого столкновения у неё пропала тень, и начался незримый, безжалостный отсчет: если Ольга не выполнит поставленные волшебным существом немыслимые условия, через сорок дней она потеряет всё — привычную, пусть и довольно трудную жизнь, любимого человека и детей, собственную личность… Чтобы изменить, казалось бы, предопределенную раз и навсегда судьбу, ей придётся пройти через множество испытаний, принять немало решений и заглянуть в такие глубины своей души, которые навсегда остались бы сокрытыми, не случись той странной встречи на лестничной площадке.

«Магия» — вот первое слово, которое приходит на ум, когда я думаю о прочитанной книге. Но не магия из книг «про баронов и драконов» или каких-нибудь самоуверенных дамочек, которые вихрем врываются в фэнтезийные миры, чтобы все там перевернуть с ног на голову. Нет, волшебство «Взгляда сквозь пальцы» совсем другое: оно тесно переплетено с нашим, таким знакомым и таким прозаичным миром, в котором главная героиня открывает всё новые и новые грани. Это волшебство потаенных уголков, старых домов с собственными историями, запущенных парков и, конечно, моря, которое «знает всё на свете». Это волшебство любви, ради которой самые обычные люди творят немыслимые вещи. Это волшебство профессии и долга, потому что «Взгляд…» во многом о тех, кого описал Киплинг в стихотворении «Дети Марфы»: «Они не твердят, что Господь сулит разбудить их пред тем, как гайки слетят, они не бубнят, что Господь простит, брось они службу, когда хотят…»

И много, много других видов волшебства.

Сюжет романа при желании можно истолковать в сугубо фэнтезийном ключе, упирая на три этапа испытаний главной героини, отношения с «наставницей» и борьбу с «главгадом». Но это было бы чудовищным упрощением, потому что классическая структура изящным образом переплетается с известными нам временами и событиями, обретая новые грани и смыслы, а ещё — калейдоскопическая прелесть «Взгляда…» немыслима без множества историй о прошлом героини и тех, с кем ей довелось встретиться (причем эти истории также вплетены в канву романа и являются неотъемлемой его частью), и без деталей, нюансов и подробностей «из жизни психиатров», о которых мог написать только опытный врач. Временами они важны для развития сюжета, временами создают атмосферу или придают повествованию жизненность и плотность, которой порою так не хватает произведениям, написанным пусть и согласно велениям души, но не выходя из кабинета.

Но самое главное, пожалуй, в том, что «Взгляд…» — это увлекательная, временами чарующая, а временами — пугающая история о том, как обычная сорокалетняя женщина открывает в себе бойцовские качества и учится вершить чудеса. Не по мановению волшебной палочки, но ценой бессонных ночей, крови и огня, трудных решений. Ради чего? В какой-то степени, конечно, ради победы добра над злом, но в этой истории на первом месте любовь и дети, любовь к детям. В конечном итоге, чудеса творят ради любви, и любовь творит чудеса.

Спасибо автору за возможность взглянуть на мир иначе — сквозь пальцы.

Книга в интернет-магазине Book24

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%