Андрей Кокоулин «Мастер осенних листьев»: рецензия

листьевРецензия писателя и переводчика Наталии Осояну на фэнтези-роман Андрея Кокоулина «Мастер осенних листьев»:

Однажды в жизни тринадцатилетней Эльги Галкавы появляется мастер листьев Унисса Мару, и все меняется окончательно и бесповоротно. Может, Эльга выбрала мастерство; может, мастерство выбрало Эльгу — так ли это важно? Странный талант складывать портреты из листьев встречается редко, ценится не всегда и не всеми, однако именно Эльге в решающий момент предстоит принять решение, от которого зависит судьба множества людей — и целой страны.

В отзывах на фэнтези очень часто в качестве комплимента автору упоминают «необычную магическую систему», и в этом роман Андрея Кокоулина, я думаю, способен понравиться самому взыскательному читателю: магия листьев, хоть и похожа в каком-то смысле на живопись, таит в себе немало важных особенностей, да и просто выглядит очень эффектно. Это действительно необычная, очень интересная идея, воплощенная в жизнь мастерски, с какой стороны ни взглянешь; к ней прилагается и продуманное мироустройство — может, не столь обширное, как хотелось бы любителям эпических многотомников, но все-таки весьма богатое на детали, оттенки, запахи, звуки.

Но лично для меня главным в книге стало совсем другое. Тема обучения какому-то магическому ремеслу в фэнтези встречается настолько часто, что опасно балансирует на грани клише, вытесняя на дальний план простую и очевидную истину: «ученичество» — явление вечное, архетипическое, в той или иной форме с ним сталкиваются абсолютно все (в роли сперва ученика, а потом — учителя), поневоле решая на свой лад одни и те же вечные вопросы. Как сделать правильный выбор? Как не возненавидеть свое ремесло, себя и своего наставника, когда этот выбор уже сделан и поздно что-то менять? Как научить и не сломать? Как воспитать и не задавить авторитетом, не превратить ни в чудовище, ни в ничтожество? Как рассказать то, что нельзя выразить словами, и как обучить тому, что причиняет боль? Когда — и как?! — отпустить ученика? А надо ли вообще учить/учиться/отпускать? И так далее, и тому подобное…

Примерно две трети «Мастера осенних листьев» — первоклассный роман взросления с Эльгой и ее наставницей в центре внимания, с волшебством листьев и магией погружения в глубины собственной сути, а также в мир, который для доброй и слегка наивной девочки из провинциального поселка будет становиться все обширнее и сложнее. Эти страницы так и тянет назвать «уютными» — даже с учетом того, что Эльге не раз придется плакать и тосковать, — но лучше не совершать подобной ошибки. Роман Андрея Кокоулина относится вовсе не к тем произведениям развлекательного толка, которые могут лишь гладить читателя по головке и шептать ему, что все будет хорошо; с «Мастером осенних листьев», конечно, можно устроиться в уютном кресле с чашкой какао, только вот в конце концов ваш напиток остынет. Этот роман тревожит, царапает, бередит раны и разъедает глаза, как горький осенний дым.

Дело в том, что последняя треть истории — этап пути, когда свернуть с него уже нельзя. Даже внимательный читатель, не упустивший подсказки и предзнаменования, которые появляются в тексте достаточно рано, будет потрясен тем, что в итоге случится, а невнимательному «Мастер осенних листьев» всадит то ли терновый шип в пятку, то ли вовсе нож под ребро. И все логично: в финале истории, которая начинается с робкого шелеста молодых, растущих побегов по весне, продолжается цветением и созреванием в лучах летнего солнца, постепенно наливается красками осени, нас может ждать лишь жестокий холод зимы.

Немного жалею, что Андрей Кокоулин не пошел по пути других писателей, настроенных, быть может, на чуть более коммерческий лад — не рассказал про Эльгу Галкаву еще много историй, а предпочел поставить однозначную точку. Но самостоятельные фэнтези-романы в наше время скорее исключение, чем правило, а истории, написанные сказочно красивым стилем, пестрящие многоцветьем золотой осени, пробуждающие множество эмоций (пусть в их число и входит непреодолимое желание спорить с некоторыми авторскими решениями), и вовсе необычайная редкость.

«Мастер осенних листьев» — изысканная картина, созданная зрелым и необычным автором, который выходит за рамки популярных жанров и клише. Это фэнтези, каким оно должно быть. Это чистое, хоть и немного жестокое волшебство.

Путь на сайте

Рекомендуем